До 2008 года в качестве грозозащитных тросов применялись преимущественно стальные канаты, изготавливаемые по ГОСТ 3062, ГОСТ 3063, ГОСТ 3064. Они обладали существенными эксплуатационными недостатками в части устойчивости к комплексному воздействию токов молнии, эоловой вибрации, пляске проводов, токов короткого замыкания, образованию гололеда. Такие воздействия приводили к пережогу отдельных проволок, расплетению их на критическую длину с замыканием на фазные провода, недопустимым провисаниям, обрывам.
В 2008 г. разработан и принят стандарт ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.060.50.015-2008 «Грозозащитные тросы для воздушных линий электропередачи 35-750 кВ. Технические требования» (далее СТО).
В настоящее время накоплен достаточно большой (более 6 лет) положительный опыт применения грозотросов нового поколения. При сооружении новых ВЛ 35-750 кВ в течение этого времени применено более 13000 км грозозащитного троса нового поколения. В то же время за последние 5 лет произошло 1467 технологических нарушений, связанных с обрывами грозозащитных тросов.
Грозозащитные тросы нового поколения обеспечили следующие преимущества по отношению к стальным канатам по ГОСТ 3062, ГОСТ 3063, ГОСТ 3064:
- подтвержденная опытным путем, включая эксплуатацию, стойкость к ударам молнии в соответствии с СТО;
- высокая коррозионная стойкость;
- повышенная прочность на разрыв;
- повышенная устойчивость при гололедно-ветровых воздействиях;
- двукратное снижение относительного удлинения, что исключает возможность его существенного провисания в процессе эксплуатации.
Тем не менее, при реконструкции старых ВЛ, даже при наличии фактического запрета (информационное письмо от 22.06.2009 № ЧА/29/57 и изменения к СТО) в качестве грозотроса зачастую используют не имеющие аттестации обычные стальные канаты. Аргументацией для этого служит то, что «старые» опоры не выдерживают вес и тяжение нового грозотроса.
При рассмотрении и анализе технической стороны проблемы можно
прийти к следующим выводам:
- Максимальное превышение веса грозотросов нового поколения,
изготовленных в соответствии с СТО над стальными канатами по ГОСТ 3062,
3063, 3064 одинаковых диаметров на 1 метр распределенной нагрузки от веса
составляет 20-30 грамм. Этой величиной можно пренебречь, как малой
величиной существенно более высокого порядка в отношении значений
других нагрузок, таких как гололед и ветровое давление.
- Термическая
стойкость
к
токам
КЗ
изготовленных в соответствии с СТО над стальными канатами по ГОСТ 3062,
3063, 3064 одинаковых номинальных диаметров будет существенно выше за
большего
сечения
грозотроса
и
меньшего
сопротивления.
На основании этого возможно уменьшение диаметра грозотроса нового
поколения
по
сравнению
со
«старыми»
грозотросами
одинакового сечения с увеличением разрывной группы. Данные расчета
показывают, что навеска грозотросов нового поколения с уменьшенными
диаметрами,
по
сравнению
с
традиционно
канатами по ГОСТ 3062, 3063, 3064 позволяет снизить стрелы провеса
грозотроса, увеличить длину габаритного пролета и снизить вес троса, что
приводит к уменьшению нагрузок на опоры ВЛ от ветрового давления
и уменьшению гололедных отложений.
Изменения в СТО от 30.10.2014 ввели запрет на применение в качестве
грозозащитных тросов на ВЛ 35-750 кВ грузовых стальных канатов марок ЛК,
ТК по ГОСТ 3062, ГОСТ 3063, ГОСТ 3064, а также обязательное требование
на комплексное испытание грозотроса (стойкость к эоловой вибрации после
воздействия тока молнии).
С целью увеличения срока службы грозозащитных тросов в составе
строящихся ВЛ, а также повышения надежности и обеспечения безаварийной
работы ранее построенных ВЛ следует:
1 Неукоснительно соблюдать требования Положения ОАО «Россетти»
о единой технической политике в электросетевом комплексе (пп. 2.4, 2.4.5)
утвержденном Советом Директоров ОАО «Россетти» (протокол от 23.10.2013
№138).
2 Запретить применение в качестве грозозащитных тросов стальных
канатов, изготавливаемых по ГОСТ 3062, 3063, 3064 при реконструкции
и новом строительстве ВЛ 35 кВ и выше.
3 С момента выхода данного письма запретить приобретение стальных
канатов по ГОСТ 3062, 3063, 3064 в аварийный резерв.
4 После
исчерпания
объемов
аварийного
резерва
стальных канатов по ГОСТ 3062, 3063, 3064, запретить их применение для
ремонтно-восстановительных работ ВЛ 35 кВ и выше.
5 При
реконструкции,
новом
строительстве
восстановительных работах применять аттестованные грозозащитные тросы
нового
поколения,
изготовленные
в
соответствии
с
29.060.50.015-2008
«Грозозащитные
тросы
для
воздушных
электропередачи 35-750 кВ. Технические требования» (с изменениями от
30.10.2014).
При
ремонтно-восстановительных
работах
использованы
рекомендации,
изложенные
в
Приложении
информационного письма.
Считать утратившими силу Информационные письма от 22.06.2009
№ ЧА/29/57 и от 11.12.2013 № БР/74/883.
